Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой психологии развития и образования КГУ им. К.Э. Циолковского, директор Центра социально-гуманитарных технологий
Создатель и руководитель научной школы, занимающейся изучением проблем развития профессионального мышления, основные исследования школы представлены в работах сотрудников кафедры психологии развития и образования и Центра социально-гуманитарных технологий Калужского государственного университета.
Образование, ученые степени
- 1979 — Московский государственный педагогический институт им. В.И.Ленина, специальность «педагогика и психология»
- 1987 — Кандидат психологических наук: НИИ общей и педагогической психологии АПН СССР, тема диссертации: Критериально-ориентированное тестирование как средство диагностики умственного развития школьников
- 2002 — Доктор психологических наук: Психологический институт РАО, специальность 19.00.01 «Общая психология, психология личности, история психологии», тема диссертации: Предметная ориентация мышления: Сущность, механизмы, условия развития
- 2005 — Профессор
Награды, почетные звания
- Медаль им. К.Д.Ушинского
Научно-педагогическая деятельность
С 1997 г. – декан факультета профессиональной переподготовки практических психологов Калужского государственного педагогического университета им. К.Э. Циолковского. Руководитель аспирантуры по специальности 19.00.07 — Педагогическая психология. Руководитель магистерской программы «Педагогическая психология».
Области научных интересов
Психологическая диагностика, психология мышления, историческая психология.
Создатель и руководитель научной школы, занимающейся изучением проблем развития профессионального мышления, основные исследования школы представлены в работах сотрудников кафедры психологии развития и образования и Центра социально-гуманитарных технологий Калужского государственного университета.
Основные публикации
Монографии и главы в монографиях
Горбачева Е.И. Проблемное поле определения понятия «личность» в психологии // Операционализация психологических понятий в мышлении студентов: сущность, механизмы, технологии / под ред. Е.И. Горбачевой. М.— Обнинск: ИГ—СОЦИН, 2010. С. 26–45.
Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления: сущность, механизмы, условия развития. Калуга: КГПУ, 2001.
Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Умственное развитие школьников: критерии и нормативы. М.: Знание, 1992.
Статьи
Акимова М.К., Горбачева Е.И. Социальный капитал личности: нормативный подход к изучению и диагностике // Вопросы психологии. 2014. №1. С.58–67.
Горбачева Е.И., Губина Н.К., Помазина О.А. Институциональные факторы, определяющие развитие партнерских отношений в условиях университетского сообщества // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 1-2. С. 238–243.(скачать)
Акимова М.К., Горбачева Е.И. Нормативный подход в психодиагностике: обоснование и разработка методики // Теоретическая и экспериментальная психология. 2013. Т.6, №2. С.45–56. (скачать с сайта журнала)
Акимова М.К., Горбачева Е.И., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Дифференциальные особенности нормативопринятия у молодых россиян // Вестник Брянского государственного университета. 2012. №1(2). С.111–115. (скачать)
Мельниченко Т.Ю., Горбачева Е.И., Губина Н.К. Партнерские отношения в вузе: основные подходы к проблеме // Система ценностей современного общества. 2012. № 25. С. 114–122.
Акимова М.К., Горбачёва Е.И., Козлова В.Т., Ференс Н.А. Тест умственного разбития взрослых: теоретические подходы к конструированию и психометрическая квалификация // Вопросы психологии. 2010. №5. С.51–61.
Гуревич К.М., Горбачева Е.И. Проблемы развития современной психологической диагностики // Вопросы психологии. 2006. №5. С.14–23.
Горбачева Е.И. Избирательность памяти и предметная ориентация мышления // Вопросы психологии. 2001. №5. С. 35–48.
Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления как основа избирательности семантической активности // Вопросы психологии. 1999. №3. С. 67–74.
Горбачева Е.И. Предметная ориентация мышления и понимание // Вопросы психологии. 1994. №5. С.78–85. (читать на сайте журнала)
Горбачева Е.И. Психологический анализ критериального задания // Вопросы психологии. 1991. №2. С.75–80 (читать на сайте журнала)
Горбачева Е.И. Критериально-ориентированное тестирование в диагностике умственного развития школьников // Вопросы психологии. 1988. №2. С.51–57.(читать на сайте журнала)
Горбачева Е.И. Опыт конструирования диагностического критериально-ориентированного теста // Вопросы психологии. 1985. №5. С.133–139 (читать на сайте журнала)
Учебники и учебные пособия
Психодиагностика. Теория и практика: учебник для бакалавров / под ред. М.К. Акимовой. М.: Издательство Юрайт, 2014. (глава 8 – Диагностика достижений)
Психологическая диагностика / под ред. М.К. Акимовой и К.М.Гуревича. СПб: Питер, 2003 (глава в учебнике).
Психологические задания к педагогической практике студентов: Пособие для преподавателей высш. пед. учеб. заведений / Под ред. проф. А.Э. Штейнмеца. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002. (соавтор)